Анатолий Журавлев: Великие спортсмены не знают слова «не могу»
Анатолий Журавлев: Великие спортсмены не знают слова «не могу»
- Минувшим летом за короткое время сборная приняла участие сразу в двух крупных стартах: домашней Универсиаде в Казани и чемпионате мира в Барселоне. На первом мы завоевали 29 медалей, 17 из которых золотые, а также установили два национальных достижения и 21 рекорд соревнований. Для сравнения скажу, что на прошлой Универсиаде их было побито всего девять, а в Казани — 29. Эти студенческие игры стали для отечественного плавания самыми успешными в истории. А уже через 12 дней после их окончания команда улетела на заключительный перед чемпионатом мира сбор в Испании. В Барселоне мы взяли восемь наград, в том числе два золота Юлии Ефимовой, которая также улучшила рекорд мира. Было побито 10 национальных достижений. Особо хочу отметить, что из шести эстафет мы в пяти участвовали в финале, такого раньше не случалось. Считаю, что команда в прошедшем сезоне выступила достойно, будем работать в этом ключе и дальше.
- В зарубежных сборных зачастую нет постоянного главного тренера, а иногда существует разделение на человека, который отвечает за спортивный результат, и специалиста по различным организационным вопросам. Как вы относитесь к такой практике?
- У нас примерно та же структура, только названия другие. Я сейчас как главный тренер отвечаю за подготовку спортсменов и их результаты, а все организационные моменты решает начальник команды. То, что в сборной США на каждый крупный турнир назначают двух главных тренеров — отдельно для мужчин и женщин — может быть, в чем-то и правильно, но и наша система работает, так зачем ее менять?
- Чемпионат мира в Барселоне по медалям стал для национальной команды самым успешным за 19 лет. Что этому способствовало?
- Прежде всего, сами спортсмены были заряжены на результат, это очень радует. На международном уровне уважать себя можно заставить только результатами и количеством наград. И не забывайте, что почти половина нашего состава были дебютантами столь крупных соревнований. Значит, появились молодые амбициозные спортсмены, для которых нет авторитетов среди соперников. Мы, сохраняя признанных лидеров, ведем напряженную селекционную работу, и это уже приносит плоды.
- Не раз приходилось слышать, что вы охотно идете на диалог со спортсменами. Это ваш принцип как руководителя?
- Два главных действующих лица в команде — спортсмен и тренер. Руководители, доктора, комплексная научная группа — все остальные на втором плане. В мои обязанности как главного тренера входит общение с личными наставниками и организация подготовки. Если у спортсмена есть какие-то проблемы — я должен о них знать и помогать ему.
- А если кто-то из подопечных выразит несогласие с вашим решением и желание поступить по-своему, будете настаивать или дадите спортсмену право выбора под его ответственность?
- Во главе угла всегда стоит результат. Если человек уверен, что его решение пойдет на пользу, почему бы с ним и не согласиться? В любом случае, соревнования покажут, кто был прав.
- Как вообще удается поддерживать хорошую атмосферу в команде, где собрано несколько десятков амбициозных спортсменов, многие из которых конкурируют не только с зарубежными лидерами, но и друг с другом?
- Спортсмены высокого класса вообще люди неординарные. К ним нужен индивидуальный подход, я как тренер-практик хорошо это понимаю. Нужно кое с чем мириться, помогать ребятам. У нас, кстати, нет разделения на основной и молодежный состав, команда должна быть дружной, единым организмом. Мы часто проводим общие сборы, во время которых перспективные ребята могут много перенять у опытных. Также устраиваем командные мероприятия, например, выезды за город — это помогает сплотиться. Обращаемся за помощью к психологу — нам помогает опытнейший Геннадий Горбунов.
- А как относитесь к нашумевшей ситуации в сборной Австралии, где после Олимпиады выяснилось, что в команде имели место серьезные нарушения режима и дисциплины?
- Это все идет от головы и воспитания. Если человек профессионал и знает, зачем приехал на Игры, он в такую историю не попадет. С другой стороны, тренеры здесь тоже недоработали, слабо организовали команду.
- Вы почти сразу заявили, что будете бороться с практикой «игры в отбор», когда для спортсмена главная задача — попасть в сборную, а не хорошо выступить на международных стартах. Как идет работа в этом направлении?
- Если проанализировать результаты чемпионата мира, то можно сказать, что мы сделали большой шаг вперед — примерно 75% спортсменов на главном старте сезона показали результаты лучше, чем на отборочном Кубке России. Это радует. Сами пловцы и их тренеры должны понимать, что отбор — не та планка, которую нужно себе устанавливать. Как члены сборной они должны решать серьезные задачи на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх.
- Что для вас главное в спортсмене, какие качества?
- Атлеты уровня сборной не могут быть довольны собой, просто попадая на пьедестал национального чемпионата. Они должны быть амбициозными, работоспособными и достойно защищать честь страны на главных международных турнирах.
- А в лексиконе профессионального спортсмена может быть словосочетание «я не могу»?
- У атлета мирового класса — нет. Этим и отличаются мировые лидеры от всех остальных спортсменов. Когда на финише нет сил, руки-ноги не работают, дышать нечем — кажется, конец света. А они от этого получают удовольствие. Поэтому и становятся чемпионами и бьют мировые рекорды.
- Вы охотно привлекаете в команду молодежь. Как в целом обстоят дела с резервом главной сборной страны?
- Летом прошло много стартов на юношеском уровне: первенства Европы и мира, Европейский олимпийский фестиваль, российско-китайские и Евразийские игры. И везде мы выступили на высоком уровне. На первенстве Европе в Польше ребята взяли 32 награды, 22 из которых — золотые, а также установили 28 юношеских рекордов России. Это абсолютный рекорд за всю историю турнира. На олимпийском фестивале, проводившемся в Голландии, по регламенту можно было выставить по восемь юношей и девушек, там мы выиграли 24 медали, в том числе 14 высшей пробы. В Дубае на мировом первенстве мы выставили тот же состав, что на Европу, усилив его выступавшими в Барселоне Светланой Чимровой, Анной Белоусовой, Дарьей Устиновой, и дали бой великим плавательным державам. В общекомандном зачете команда стала второй после Австралии, зато обошла США. Этот успех очень важен в моральном плане, у спортсменов появились уверенность в себе и желание на равных соперничать с мировыми лидерами. И особо хочется отметить, что эту команду готовили отечественные тренеры и на российских базах. Теперь перед нами стоит задача сохранить этих спортсменов и перенести их успехи на взрослый уровень.
- А можете подсказать несколько имен, которые пока не известны широкой публике, но на которых обязательно стоит обратить внимание?
- На прошедшем чемпионате России на короткой воде ярко проявили себя такие пловцы, как Семен Макович, Розалия Насретдинова — могу вам назвать порядка 15 фамилий, которые в ближайшее время попадут в обойму первой сборной. Мы уделяем большое внимание так называемому «переходному возрасту» и сознательно предложили спортсменам два отборочных норматива — для взрослых и для молодых ребят. При этом даже юношеский — восьмое время прошлого чемпионата Европы. А многие вчерашние юноши и девушки выполняют и основной. Мы всегда готовы помочь и тем, кто давно в сборной, но снижать требования к себе они не должны.
- Как обстоят дела с «отстающими» дистанциями и дисциплинами?
- Это наша главная проблема на сегодняшний день. Мы сейчас формируем пять-шесть бригад спортсменов под руководством опытных тренеров — у стайеров, в комплексном плавании, на 200-метровках баттерфляем. Возраст ребят, которые туда войдут — 15–20 лет. Попытаемся успеть подтянуться к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, до которой осталось два с половиной года.
- Как будет организована работа в бригадах?
- По принципу централизованной подготовки — 8–10 сборов в год. И на прекрасной базе «Озеро Круглое», и в горах, и на море. А возвращаясь домой, спортсмены с личными наставниками будут работать по программе, составленной тренером-бригадиром. Именно он, в конечном счете, отвечает за результат.
- Что за задачи будут стоять перед сборной в нынешнем сезоне, главным событием которого станет чемпионат Европы в Берлине?
- Более точно мы их определим после отборочного чемпионата России, который пройдет в Москве. Но могу сказать, что мы настроены серьезно побороться с нынешними лидерами европейского плавания французами.
- Какой вам бы хотелось оставить сборную своему преемнику, когда это произойдет?
- Конкурентоспособной. Не должно быть «выжженной земли». У нового главного тренера должна быть в распоряжении крепкая дружина, с которой можно идти в бой на соревнованиях самого высокого ранга.
Видео-интервью
Источник Sportbox.ru
Фото Егора Алеева
Рассылка ВФП
Будьте в курсе последних новостей нашего сайта!