Светлана Карпеева: Даже если ты используешь одну систему тренировки, она постоянно должна дополняться новыми элементами
Светлана Карпеева: Даже если ты используешь одну систему тренировки, она постоянно должна дополняться новыми элементами
После окончания спортивной карьеры участница Игр-2008, победительница этапов Кубка мира по плаванию, неоднократная чемпионка и рекордсменка России Светлана Карпеева решила остаться в своем любимом виде спорта и продолжить работу уже в новом качестве – специалиста Комплексной научной группы, о чем Светлана рассказала пресс-службе Всероссийской федерации плавания.
В 2008 году Светлана Карпеева окончила Югорский Государственный Университет, получила диплом специалиста по физической культуре и спорту. В 2011 году поступила в аспирантуру в Сибирский Государственный Университет физической культуры. Принимала участие в Международном научном конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Киев, 2010). Светлана является автором ряда научных статей. В журнале «Теория и практика физической культуры» была опубликована статья по тактике проплывания финалистками и полуфиналистками дистанции 200 м комплексным плаванием на Олимпийских играх (2009). Одна из последних статей, посвященная личностным качествам спортсмена экстра-класса, вошла в журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах» (2012).
Свою почти 20-летнюю спортивную плавательную карьеру Светлана завершила в этом году после чемпионата России, и поэтому вначале мы решили расспросить Светлану об этом периоде ее жизни.
- В плавание я пришла из гимнастики, когда в возрасте восьми лет начались проблемы со спиной. Родители перевели меня из гимнастического зала в бассейн «Альбатрос» в г. Омске. Мои первые тренеры – заслуженные тренеры России Виктор Павлович Сапрыкин и Валерий Владимирович Филимонов. С ними я прошла путь с самого начала до уровня мастера спорта, призера Первенств и чемпионатов России, - рассказала Светлана. - Тренируясь в Омске, я выступала в основном в вольном стиле, а по окончании школы в 2002 году поступила в Сургутский Государственный Университет и попала в группу заслуженного тренера России Василенко Владимира Федоровича. Он славился тем, что умел работать с комплексистами. Благодаря тому, что все способы плавания у меня получались неплохо, Василенко удалось вывести меня на лидирующие позиции в России на дистанциях 100 и 200 метров комплексным плаванием за достаточно короткий срок. Уже через 4 месяца после перехода в его группу я выиграла чемпионат России. Также на разных этапах спортивной карьеры со мной работал отец, профессор в области биомеханики Карпеев Анатолий Георгиевич. В США к Олимпийским играм я готовилась у Шона Хатчисона.
- А с чем было связано решение в 2007 году уехать тренироваться в США в клуб King Aquatic?
- Это решение было связано с тем, что в тот момент мне не хватало конкуренции в России на дистанции 200 комплекс. А без нее было сложно рассчитывать на то, чтобы подняться на мировом уровне. И я поехала в клуб, где тренировалась нынешняя рекордсменка мира Ариана Кукорс. Благодаря тому, что мы соперничали каждый день на тренировках и многочисленных соревнованиях, у нас обеих поднялись результаты. Я ничуть не жалею о том, что так кардинально пришлось изменить жизнь и систему тренировки. Это дало мне огромный опыт, которым я могу воспользоваться уже сейчас, будучи в КНГ сборной. Тренироваться в США я поехала по примеру старших ребят – Дениса Пиманкова, Игоря Марченко, Романа Слуднова. Кое-кто из них предупреждал, что там придется нелегко: все-таки чужая страна, потребуется время, чтобы освоить язык, несколько другой подход тренера, высокая конкуренция, но, если это все преодолеть, будет результат. Так и есть – в плавании в Америке выживает сильнейший. |
Светлана Карпеева с группой King Aquatic Club и с тренером Шоном Хатчисоном (в кепке) |
- С какими трудностями или необычными ситуациями пришлось столкнуться во время тренировочного процесса в США.
- Трудности, безусловно, были. Но я благодарна тому, что меня окружали замечательные люди, которые помогли все постепенно преодолеть.
Во-первых, чужой язык. Знание английского у меня было, занималась с репетитором последний год в школе и даже порой на сборах в других городах находила преподавателей, у которых могла брать уроки. Но этого мало, нужна еще разговорная практика и словарный запас. Также американский английский отличается своеобразным сленгом от классического английского, который я знала на уровне школы. В решении проблемы с языком мне помогла та ситуация, что я жила вместе с другой иностранной пловчихой нашего клуба – Хезер Бренд из Зимбабве. Хочешь – не хочешь, а общаться придется. К тому же Хезер оказалась очень отзывчивым человеком, с пониманием относилась к тому, что я поначалу не могла подобрать нужные слова в предложения, исправляла ошибки.
Во-вторых, отсутствие прав и как следствие – машины. Без машины в Штатах очень сложно существовать. Например, наш клуб арендовал воду в трех разных бассейнах. Квартира, в которой я жила, находилась в 15 минутах ходьбы от основного 50-метрового бассейна, а до остальных нужно было ехать по 30-40 километров. Но и тут мне подоспела помощь. Родители одной девочки, тренировавшейся в моей группе, приезжали ко мне несколько раз в неделю, чтобы учить водить и подготовить к сдаче экзамена по вождению. Так после первого года жизни в Америке у меня появилась машина, а вместе с ней и свобода действий.
Что касается тренировочного процесса, легко было разве что за месяц до Олимпийских игр. Все остальное время мы пахали. Сама конкуренция заставляла нас плавать быстро. Когда я только приехала, разминку заканчивала последней. В нашей группе было много целеустремленных молодых и уже более опытных пловцов, таких как олимпийская чемпионка Меган Джендрик, и все они стремились плыть как можно быстрее, даже на разминке. В какой-то момент мне надоело плестись в конце, и я решила, во что бы то ни стало плавать разминку в лидирующей группе. Ради этого за 30 минут до тренировки я самостоятельно разминалась на суше, это позволяло мне быть к началу тренировки полностью разогретой и готовой к работе. А дальше нахождение среди лидеров вошло в привычку, я сказала себе, не для того я приехала в другую страну, пожертвовала многим, чтобы быть аутсайдером. У меня всегда было четкое понимание цели – я хотела быть на Олимпиаде.
И еще мне во многом приходилось рассчитывать на себя. В Штатах тренер не занимается решением всех проблем своих спортсменов, это просто невозможно, т.к. в группе 25-30 человек. Тренировка – вот его главный способ взаимодействия с пловцами. А восстановление остается на усмотрение каждого. В первую очередь я усовершенствовала свой режим дня, питание. Все было подчинено тренировкам, ничего лишнего. Сон в ночное время – всегда. Я даже не помню дня, чтобы я по какой-то причине за время подготовки к Олимпиаде в США не спала ночью, разве что это был перелет в самолете.
- Какие методики тренировок вам показались наиболее интересными?
- В каждой методике можно отметить что-то интересное. Что мне бросилось в глаза при переходе в King Aquatic Club, так это то, что тренировки там намного интенсивнее, чем у меня были до этого. Меньше аэробного плавания, больше прорабатываются соревновательные скорости. Тренировки очень разнообразные, много работы на технику, использование нового инвентаря, комбинирование плавания и занятий на суше в рамках одной тренировки, обилие стартов различного уровня. Такими особенностями отличалась система, которую я испробовала на себе. Но это не значит, что все готовятся одинаково. Существует в США и другое направление, более близкое к нашей методике тренировок с большим объемом плавания, однако реализуется она на более высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты американских пловцов.
- Какие основные различия в подготовке пловцов в России и США?
- Разница в первую очередь заключается в материальной базе. В Америке огромное количество спортивных сооружений, следствием этого является массовость занятий спортом. Хорошо развит студенческий спорт. Высокая конкуренция, большое количество стартов. Тренеры и спортсмены делятся информацией о методиках тренировки друг с другом, зачастую посредством интернета, и это не возведено в ранг секретности, а доступно всем. Для тренеров проводятся конференции, где они могут повышать свою квалификацию. Детям и подросткам предлагаются мастер-классы, которые проводят олимпийские чемпионы. Все это способствует формированию мотивации.
- Говорят, что спортсмены в США выполняют меньший объем работы, при этом добиваются лучшего результата, это так?
- Как я уже сказала ранее, методик тренировки в Америке много. Объем работы складывается не только из количества проплываемых на тренировках километров, но и из качества проделанной работы. Большой объем специальной работы спортсменам в США приходится выполнять во время соревнований различного уровня, которые проводятся почти каждые две-три недели. Интересный факт, на соревнованиях пловцы, бывает, набирают больший километраж, чем на тренировках. Связано это с тем, что они плывут несколько дистанций в день, а «откупывание» после каждой составляет как минимум 1,5 км. Поэтому хочу развеять миф о том, что американцы мало тренируются. Видимо, когда так говорят, имеют в виду, что спортсмены в США проплывают небольшой километраж, однако, при этом интенсивность тренировки может быть настолько высокой, что за 3 километра устанешь сильнее, чем за 8 км аэробного плавания. Соответственно и требования к выполнению заданий высокой интенсивности особые, нередко люди приближаются к личным рекордам уже на тренировке или бьют их под нагрузкой. Плавать на соревновательных скоростях обязательно надо! Это как у штангистов: если не берешь вес на тренировке, не возьмешь его и на соревнованиях.
- Существует мнение, что в США от одного до нескольких десятков специалистов работают на одного спортсмена. Вы тренировались со многими сильнейшими спортсменками США, вы наблюдали что-то подобное?
- Там просто каждый специалист занимается своим делом. Тренеру нужно думать только о том, какую работу давать спортсмену в воде. В зале, как правило, есть тренер по силовой подготовке, он учитывает специфику вида спорта, работает сообща с основным тренером.
Со мной работал диетолог. Она консультировала в основном по питанию и витаминизации. Мы регулярно делали тест по составу тела, такой же, как выполняется в сборной России. В полной мере я следовала таким простым советам, как пить свежевыжатый сок, три раза в неделю есть рыбу, пить много воды в течение дня, обязательно иметь с собой что-то перекусить сразу после тренировки: орехи, сухофрукты, бананы.
Один-два раза в неделю я показывалась мануальному терапевту, чтобы убедиться, что все на своих местах, по необходимости ходила на массаж.
Произведя несложные расчеты, можно сделать заключение, что со мной работало 4 специалиста, каждый из которых профессионал в своей области. Но в клубах никто не обязан предоставлять это спортсмену, ему самому приходится такими людьми себя окружать. В университетах же ты имеешь право на то, чтобы воспользоваться помощью не только тренера. Саму формулировку «комплексная научная группа» в США мне не доводилось встречать. Однако, часто люди, которые делают результат все вместе, называют себя командой. Это огромная поддержка спортсмену в психологическом плане, он знает, что у всех одна цель, и они делают со своей стороны все возможное, чтобы результат был.
В штат университетов привлекают многих специалистов из различных областей, каких как физиологи, биомеханики, тренеры по физической подготовке, физиотерапевты. Их услугами совершенно бесплатно могут пользоваться члены сборных команд колледжей по всем видам спорта.
Однако стоит учесть, что со сборной Америки мне не доводилось тренироваться. К тому же круглогодичной подготовки у команды нет. Насколько мне известно, на совместные сборы они собираются зимой на 2 недели и летом перед основным стартом сезона. Упомянутые технологии повсеместно используются на местах в университетах и клубах. Если нет возможности нанять нужных специалистов, тренеры лично осваивают новые программы и методики тренировки.
- Как вы считаете, в чем мы превосходим, а в чем уступаем по научному обеспечению сборных команд? Что хотелось бы изменить, а что наоборот сохранить в работе КНГ.
На сборах в Волгограде |
- На мой взгляд, у нас в России создана неплохая теория спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов, разработанная еще в СССР. Также в советское время существовали комплексные научные группы по видам спорта, которые оказывали разностороннюю научно-методическую помощь в подготовке сборных команд. К сожалению, в переходный период развития нашей страны и становления российского спорта, КНГ при сборных командах в России перестали существовать, и сейчас они находятся в стадии становления. Выступая за сборную России в течение семи лет, и неоднократно находясь на централизованных сборах, где нам помогали научные работники, мне удалось ощутить реальную помощь. В частности, пригодился анализ подводной съемки, что способствовало оптимизации техники плавания. |
В 2009 году кандидат педагогических наук Петряев А.В. помог сделать анализ моей соревновательной деятельности, в результате чего мы в цифрах увидели, на каких участках и сколько я проигрываю сильнейшим пловчихам мира. Он же дал мне несколько полезных рекомендаций по выполнению старта.
Думаю, если говорить о научном обеспечении сборных команд России и создавать КНГ, то, во-первых, это должны быть действительно комплексные группы, состоящие из нескольких специалистов, и, во-вторых, обязательно должна быть преемственность и полное взаимодействие таких групп, работающих с юношеским и основным составами сборных команд России. Безусловно, работа КНГ в России должна опираться на современные научные достижения как российских, так и зарубежных ученых, а также необходимо использовать опыт ведущих тренеров мира, однако при этом не забывать фундаментальные постулаты теории спортивной подготовки, прописанные в отечественных учебниках.
На современном этапе развития спорта и спортивной науки российское плавание, на мой взгляд, отстает по использованию компьютерных технологий, связанных с оперативным анализом техники движений и психофизического состояния спортсменов. В нашей стране мне в единичных случаях приходилось сталкиваться с использованием тренажеров с обратной связью и методов срочной оценки функционального состояния пловцов. В США же в свою очередь применяется множество разнообразных компьютерных программ биомеханического и психофизиологического назначения, позволяющих осуществлять оперативное управление тренировочным процессом.
- Светлана, после окончания спортивной плавательной карьеры, вы решили вновь вернуться в плавание, но уже в качестве специалиста комплексной научной группы. С каким направлением в науке будет связана ваша деятельность?
- Научная деятельность в КНГ будет связана с подготовкой спортивного резерва. Моя же диссертация связана с развитием скоростно-силовых качеств высококвалифицированных пловцов.
- Сейчас вы находитесь в Волгограде на сборах? Расскажите о своих первых впечатлениях.
- Впечатления положительные. Приятно видеть нацеленных молодых спортсменов, которые находятся в самом расцвете сил и на подъеме своих физических возможностей. Пока что ребята только втягиваются в работу. У многих был длительный отдых летом – от месяца и более. Хотя лично мое мнение таково, что отдых не должен быть пассивным. Соглашусь, что можно на некоторое время забыть о бассейне, но не о физической нагрузке. По окончании сезона можно расслабиться на несколько дней, поваляться на пляже. А потом потихоньку в поддерживающем режиме нагружать свое тело. Отдых – это смена деятельности. Хорошим средством поддержания выносливости может быть бег, ОФП, игровые виды спорта. Также не рекомендуется надолго терять контакт с водой. Если вы находитесь на море или океане, в удовольствие можно поплавать по открытой воде, освоить серфинг или бодибординг. Все естественно должно быть в разумных пределах и без экстрима, где, получив нелепую травму, потом пропускаешь половину плавательного сезона.
На примере американцев могу сказать, что они почти все лето тренируются и выступают на соревнованиях, отдых длится 1-2 недели. Так в одном из последних интервью Райан Лохте сказал, что после Олимпиады в Лондоне у него был самый длинный перерыв с 10-ти лет – 3 недели.
- Эффективность вашей работы с российскими сборными непосредственно связана с взаимопониманием между вами, спортсменами и тренерами. Какие результаты вы бы хотели видеть от вашей совместной работы и что хотели бы им пожелать.
- Хотела бы видеть в первую очередь, что люди стремятся совершенствоваться, как тренеры, так и спортсмены. Даже если ты используешь одну свою систему тренировки, она постоянно должна дополняться новыми элементами и применяться под определенной призмой в зависимости от индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Хочу, чтобы все, кто работает в сборной команде, получали удовольствие от процесса, любили свое дело. Тренерам желаю терпения, стойко переносить все жизненные и профессиональные трудности. Спортсменам – здоровья, ясности мыслей, четких целей, радости от тренировок, соревнований и общения с друзьями по команде.
Фото из архива Светланы Карпеевой
Рассылка ВФП
Будьте в курсе последних новостей нашего сайта!